Помогайка!

Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы

  1. Большая  буква  в  начале  предложения.
Выпиши предложение правильно.  Придумай  и  напиши  ещё одно 
предложение. Подчеркни  заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег.  Дети  рады.
  1. Пропуск  буквы.
Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.
Например:  звонок,  ученик.
  1. Слог.
Раздели слово  на  слоги. Обозначь  гласные.
Например: уиель – 3 слога.
Запомни! Сколько  в  слове  гласных, столько  и  слогов.
  1. Перенос  слова.
Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.
Например:   оси – на, ма – ши – на.
Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.
  1. Мягкий  знак Ь, обозначающий  мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед  ним. Запиши  ещё  2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
  1. Гласные  после шипящих.
Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
  1. Сочетания  ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши  слово  правильно. Подчеркни  сочетание. Запиши  ещё  2 слова с этой  орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
  1. Ударение.
Выпиши  слово. Поставь в нём  правильно знак ударения.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Передай ритм слова  с помощью  стука.
  1. Безударная  гласная  в  корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Выпиши  слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне  подчеркни  безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное  слово  и  запиши  рядом.
Например:  сады – сад
                       волна – волны
  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши  слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь  ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных  слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
  1. Проверяемые  парные  звонкие и глухие  согласные.
Запиши  слово, в котором допущена  ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
  1.  Большая  буква в  имени  собственном.
Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.
  1. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши  слово  правильно, запиши  2  слова  с  этой  орфограммой. Подчеркни мягкий  знак Ь  и  гласную  букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий  знак  Ь пишется  после  согласных  перед  гласными  буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
  1. Двойные согласные  в  слове.
Выпиши  слово  правильно. Раздели  слово  для  переноса. Запиши ещё 2 однокоренных  слова. Подчеркни  двойную  согласную.
Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.
  1. Знаки  препинания  в  конце предложения (.  !  …  ?)
Выпиши Предложения  правильно. Придумай  своё  или  найди  в  учебнике  предложение  с  таким  же  знаком  и  запиши. Подчеркни  знак.
Например: Сколько тебе лет?  Слава  нашей  Родине ! 
  1. Разбор  предложения.
Выпиши  предложение.  Подчеркни  грамматическую основу  предложения. Обозначь  части  речи. Выпиши словосочетания  с вопросами.
Например:  Седые  туманы   плывут  к  облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
                      туманы (какие?) седые,  плывут (куда?  к чему?) к облакам.
Запомни!  Слова в предложении  связаны   парами  по смыслу. Связь  слов  устанавливается при  помощи  вопросов  от  слова  к  слову.
  1. Правописание предлога со  словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между  предлогом  и словом вставь ещё  одно  слово.
Например: к берегу;  к (какому?) берегу, к крутому  берегу.
Запомни! Предлог – отдельное  слово. Он  пишется  отдельно  от других слов. Между  предлогом  и  следующим  словом  можно  вставить ещё  одно  слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
  1. Состав  слова.
Выпиши слово, разбери  его  по составу.
Например:  заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.
  1. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Например: звезда, звёздочка, звёздный.
                     Честь -  честный.
  1. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули,
                      отнёс, отбежал, отлетел.
  1. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
  1. Разделительный  твёрдый  знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.
                      Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.  Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
  1. Не с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не  пришёл, не  выучил, не  знал.
  1. Однородные  члены  предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [          ,       ].
Сильный  ветер  сорвал  листья с деревьев и разметал  их  по дороге. [              и          ].
  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),
                      на полянке (на земле, 1 скл.),
                      у речки ( у земли , 1 скл.).
  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему  - м.р., ед.ч., Д.п.).
  1. Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у  нас, ко  мне, с  тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
  1. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.
  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед  -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Полезная информация для ученика
Памятка «Как готовить домашние задания»


1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
12. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.
13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.
15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу уже известными ранее.
17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1 П — просмотри текст (бегло).
2 П — придумай к нему вопросы.
3 П — пометь карандашом самые важные места.
4 П — перескажи текст (используя ключевые слова).
5 П — просмотри текст повторно.





Основная памятка
для заучивания наизусть
1.     Прочитай вслух  стихотворение.
2.     Подумай и скажи одним предложением, о чём оно?
3.     Тебе понравилось стихотворение? Почему?
4.     Прочитай вслух  ещё раз. Если ты прочитаешь странные или не очень понятные слова, постарайся их запомнить.
5.     Уточни, что обозначают непонятные слова и научись их правильно произносить.
6.     Прочитай  стихотворение ещё раз. Всё ли понятно теперь?
7.     О чём (о ком) говорится в начале стихотворения?
8.     Прочитай  начало стихотворения.  Попробуй повторить его по памяти.
9.     Начни читать стихотворение наизусть.
10. Попробуй повторить те строчки, которые ты уже запомнил (4-8 строк).
11. Повтори первое четверостишие полностью.

                                 Работа со сказкой 
1.     Как называется сказка, кто её сочинил?
2.     Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?
3.     Кто в сказке действует? Какие это герои?
4.     какие события описываются в сказке?
5.     Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6.     Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?
7.     Как относится автор к своим героям?
8.     Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
                                Как работать
          над кратким пересказом по плану?

1.     Раздели рассказ на смысловые части.
2.     Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
3.     В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения)
4.     Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу)


Как составить план рассказа?

1.     Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
O     О чём говорится в начале рассказа?
O     Какие события описаны дальше?
O     Чем заканчивается текст?
2.     Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием)
3.     Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
4.     Перечитай их, расскажи своими словами, о чём говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
5.     Запиши свой заголовок к каждой части.
6.     Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.
                         
Рекомендации к написанию отзыва
о прочитанной книге

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:
-тезис (мнение читателя о книге);
-доказательства справедливости этого тезиса;
-вывод (общая оценка книги).
В отзыве можно рассказать о том, где, когда и при каких обстоятельствах автор отзыва узнал о книге, как складывалось его впечатление о ней.
Кроме того, в отзыве может содержаться описание внешнего вида книги, её иллюстраций.
В работе над отзывом вам помогут следующие вопросы:
1. Каковы тема и основная мысль произведения?
2. Где и когда происходят изображённые в произведении события?
3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
4. Кто из героев особенно понравился? Почему?
5. Что вам запомнилось, что показалось необычным?
6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?
7. Помогли ли вам лучше понять книгу помещённые в ней иллюстрации, предисловие, послесловие? 




Как готовить домашнее задание
по русскому языку


1.     Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2.     Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3.     Прочитай задания упражнения.
4.     Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
5.     Выполни упражнение письменно.
6.     Проверь всю работу.


           Правила списывания предложения или текста

1.     Прочитай предложение, текст.
2.     Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
3.     Прочитай внимательно первое  предложение.
4.     Запомни, как пишутся слова в предложении.
5.     Напиши его, диктуя себе каждое слово по слогам.
6.     Проверь, правильно ли ты списал.
Точно так же работай над следующими предложениям


       Памятка – подсказка (сочинение по картине)


1. Перед тем как писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её,
прочитайте статью о её авторе.
2. Постарайтесь прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.
3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
5.Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарём»
6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.
7.помните, главное – передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
8.Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.


 Как решить задачу


1.     Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
2.     Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
3.     Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
4.     Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
5.     Составь план решения.
6.     Выполни решение.
7.     Проверь решение и ответь на вопрос задачи.


                               Как готовить
        домашнее задание по "Я и Украина"
1. Вспомни, не открывая учебник, о чём узнал на прошлом уроке:
-о чём говорил учитель??
- какие рассматривали таблицы, картины, карты?
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
3. Прочитай текст учебника.
4. Подготовься отвечать по теме урока:
- продумай план ответа;
- расскажи материал по этому плану;
- старайся не просто рассказывать, но доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из прочитанных книг, из передач, интернета;
- сделай выводы;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
5. Выполни задания учебника.
Как читать карту
1. Прочитай название карты.
2.     Чтобы правильно читать карту, надо запомнить: север на карте всегда вверху, юг – внизу, запад - слева, восток- справа.
3.     Рассмотри условные знаки карты. Надо знать, что обозначают разные цвета. Голубой цвет- знак воды. Зелёный, жёлтый, коричневый – знак суши. Зелёным, жёлтым обозначают равнины, а коричневым цветом – горы. Знак бледно сиреневого или белого цвета – это ледники.
4.На карте всегда указан масштаб. Он показывает, какое расстояние на
местности соответствует одному сантиметру на карте.


Просьба книги: научись меня читать
1.     Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
2.     Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
3.     Предположи, о чём я тебе расскажу.
4.     Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
5.     Подумай, почему у меня такое название.
6.     Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Знакомство с новой книгой
1.     Рассмотри обложку книги.
2.     Прочитай фамилию автора и название произведения.
3.     Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.
4.     Определи примерное содержание книги.
5.     Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)

Правило-совет для читателя
1.     Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.
2.     Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
3.     Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.
4.     Умей беречь книгу!

  ТРЕНИРУЙСЯ В ЧТЕНИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Памятка
УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” 
1.     Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2.     Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3.     При чтении будь внимателен к каждому слову.
4.     Старайся понять, о чём читаешь.
5.     Читай ежедневно:
·вслух


· “про себя”


              Как готовить рассказ о книге?
1.     Запомни автора, название книги.
2.     Выдели самое интересное, на твой взгляд, что понравилось.
3.     Теперь обдумай свой рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайся о нём:
Что рассказано? О чём?
Что за чем произошло
И к чему всё привело?
Прочитай же ещё раз – 
И запомни свой рассказ.
Начни свой рассказ со знакомства с автором, названием книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий